Сайт о банках и услугах

Кредиты, вклады, займы, ипотека

Продукты будут дорожать несмотря на спад спроса

Инвестиционная компания «ФИНАМ» организовала и провела конференцию «Испытание шоппингом: потребительские предпочтения во время кризиса», в рамках которой ведущие эксперты отечественного рынка пришли к выводу о том, что финансовые трудности россиян в связи с экономическим кризисом приведут у коррекции их потребительского поведения — на покупки будут выделяться меньшие средства, а больший интерес будет представлять дешевые товары.

«Потребительский рынок был сильно перегретым, в том числе и активной рекламой столь необходимых, но на самом деле — бесполезных вещей. Сейчас уже очевиден спад потребительской активности практически по всем секторам. Покупка мобильных телефонов, поездки, рестораны, ювелирные украшения, автомобили, одежда — все отложено на неопределенный срок», — взял слово Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. «Потребитель станет более тщательно подходить к выбору покупок продовольственных и непродовольственных товаров, ведь уже сейчас 73% опрошенных заявили, что будут более экономно относиться к выбору продуктов питания и товаров для дома», — соглашается с предыдущим оратором менеджер по развитию бизнеса компании «Nielsen Россия» Екатерина Монахова.

Снижающийся спрос вряд ли сумеет противостоять растущим ценам на продукты. «Даже с учетом замедления развития экономики и снижения платежеспособного спроса в результате снижения реальных располагаемых доходов населения, инфляция в 2009 г. будет оставаться на весьма высоком уровне. Одной из основных причин будет уже произошедшая и возможная дальнейшая девальвация рубля, что уже приводит к росту стоимости импорта, доля которого в структуре розничного товарооборота России очень велика — около 2/3. По нашим предварительным прогнозам, в 2009 г. цены на потребительские товары и услуги продолжат расти достаточно высокими темпами — ежемесячно индекс потребительских цен будет увеличиваться примерно на 2−2,5%. Вероятно, медленнее цены будут расти в тех группах товаров, где достаточно высока доля отечественного производства, а производители не зависят от импортного сырья или комплектующих», — полагает аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин. В связи со сложившимися обстоятельствами вполне резонным выглядит перемещение потребительских предпочтений на более дешевую категорию товаров. «Если посмотреть на средний доход населения, то и до кризиса большинство россиян вряд ли были в состоянии переплачивать за что-либо. Экономический кризис, безусловно, заставит потребителей отказаться от ряда премиальных продуктов, к которым, в частности, относятся мясо, молоко и фрукты. В рамках Online-исследования, которое проводила наша компания в январе 2009 года, 27% респондентов уже сейчас сократили расходы на продукты питания, что, безусловно, свидетельствует об изменениях потребления в сторону более дешевых продуктов», — отметил Дмитрий Шиманов, генеральный директор компании MAR Consult.

Безусловно, скажется наметившаяся тенденция на развитии отечественной розничной торговли. «Продовольственный сегмент — самый благополучный. В нем кризис затронул магазины среднего ценового диапазона и продовольственные бутики, где доля импорта близка 70% ассортимента. Судя по сворачиванию планов по сокращению мелких розничных точек, живущих на продаже пива и сигарет, им кризис не грозит», — считает Дмитрий Янин. Того же мнения придерживается и Максим Клягин: «Продовольственные сети, ориентированные на высокий и премиальный класс, как правило, относительно небольшие по масштабам бизнеса, сосредоточенные в наиболее капиталоемких регионх и намного более рентабельные, чем их конкуренты в сфере массмаркет, никакого критического ущерба не понесут. Трафик, конечно, может несколько снизиться, но их целевая аудитория вряд ли катастрофически сократится».

Опубликовано: March 9, 2010.